Джимхана в Японии: тренировочный день. Часть 2

Джимхана в Японии: тренировочный день. Часть 2

Back to news

Небольшой рассказ о том, как я побывал на настоящей японской тренировке по мотоджимхане, и пара светлых мыслей об этом виде спорта в целом.

Все началось с того, что чтобы оказаться на тренировке вовремя - в 8 утра, вставать нам пришлось аж в 3:45. Все дело было в том, что место ее проведения находилось на достаточно большом удалении от жд станции, на которую мы приезжали из Токио - почти 10 км. И приехав на нее только в 7:10 утра, мы еще около полутора часов топали пешком вдоль дороги. И да, как мы лично убедились - автостоп в японии не работает.

Тренировки проводятся на большом картодроме, под названием Tomin Motorland. В двух словах, это место представляет из себя большой картодром с идеально чистым и ровным асфальтом, аккуратным газоном вокруг трассы, и маленьким ресторанчиком в стороне. 

Подойдя ближе, мы увидели первых участников, а точнее транспорт, на котором они приехали. Практически все, за исключением около 5 человек, приехали на соревнования в небольших фургонах, по уши забитых всякими вещами. Ящики инструментов, колеса, запасной экип, комплекты резины, подкаты всех форм и размеров, грелки – тысячи их! Уже на этом этапе было видно, насколько серьезно японские гонщики готовятся к соревнованиям. 

Спустя несколько минут мы встретили самого Hiroyasu Ozaki, он же Табибито - японского пилота А класса, который специально для нас привез второй мотоцикл от команды, в которой он состоит. 
Табибито - очень открытый и добродушный человек, который не только быстро ездит, но и очень быстро говорит. В ходе своей речи он может внезапно переключиться на японский и уровень понимания становится автоматически невербальным. Однако это не мешало нам общаться и было даже классной фишкой, благодаря которой можно было запомнить пару японских слов.

Тренировки проходят в виде заездов на время. Организаторы устанавливают трассу и дают участникам время на ее изучение. Далее участников делят на группы в соответствии с их классами - А, В, С и N - новички. Заезды проводятся группами, участники стартуют с интервалом около 30 секунд. Итого на трассе постоянно находится 2-3 участника, но так как навыки участников примерно равные - никто никого не догоняет и не обгоняет - можно спокойной ехать и показывать свое время. Пока одна группа участников едет на время, другая находится на разогреве, который, в свою очередь, предствляет собой не меньшую площадку, чем сама трасса соревнований. Таким образом можно неплохо прикататься и войти в ритм.
Для заездов нам с Пашей была торжественно представлена Honda VTR250, наш спортивный снаряд на эту тренировку. Мот был подготовлен для джимханы, имел увеличеные звезды, дуги, увеличенный тормозной диск, и резину данлоп (о да да да, тот самый горячо мной "любимый") но правда спортивной модели Sportmax D13. 

Пришло время, я выезжаю в свой первый заезд иии... Ужасно! Катастрофа! Кто это придумал? 
Зачем этот огромный бак? Зачем эти подножки черт побери где? Что за дерганый газ? Что за руль, который влево и вправо практически не поворачивается. Дайте мне ДРЗ! 
Что же из положительного? Ничего, этот мопед был ужасен!

Отвретительно проехав первую сессию, я понял, что надо что-то в жизни менять. Нельзя также запороть остальные заезды, надо найти подход к этой колымаге.
Решение, как обычно, лежало на поверхности, только я старательно всегда его избегал. На ДРЗте я никогда не ездил с задранными холостыми. Во первых, я так и не разобрался с из регулировкой, а лезть в карбюратор и сбивать его настройки мне не хотелось, а во вторых - хорошо прогретый, он и так достаточно бодро разгонялся, а в совсем затычных местах можно немного помочь себе сцеплением.
Тут же пришлось идти на компромисс и все-таки задирать холостые, а также учиться работать тормозами заново за те 15 минут прогрева, что были перед заездом. И - о чудо - мот поехал. Не так чтобы прямо совсем, но уже хотя бы без жестких затупов как в первый раз. 

От сессии к сессии рос уровень понимания работы тормозами и возможности плавности дозировки газа, которую открывает такая езда.
Наконец-то, к последним заездам понимание мотоцикла изменилось на диаметрально противоположное. Руль не поворачивается? Можно наклонить мот сильнее. Газ резкий? Выкручиваем холостые и работаем задним. И вот уже и подножки-то оказывается там где надо!

По мере того, как ездить я стал все увереннее, прояснилось и понимание того, сколько же здесь держака. Его неограниченное количество! Возможно это резина, возможно - идеальный асфальт не имевший ни трещин, ни битумных пятен, ни пыли. Можно было совершать лютые ошибки и они прощались просто хорошей резиной. Один из примеров, выхожу на зеркало из скоростного поворота, начинаю резко оттормаживаться, но ошибаюсь и зажимаю передний тормоз не до конца отпустив газ. Ситуация которая в условиях тренировок в Челябинске привела бы к стопроцентному падению, здесь дала абсолютно предсказуемый эффект, мот как бы приподнялся на подвеске, при этом без каких либо последствий для сцепления с дорогой - резина даже нигде не проскользнула. Через пол секунды я уже среагировал, но все еще был крайне удивлен, что я еду трассу дальше, а не лежу на асфальте.
Что же касается держака, в поворотах он был чертовски хорош. При выходе из любого поворота, как бы люто не был открыт газ, мотоцикл никогда не уходил хоть в какое-то подобие заноса и всегда шел как трамвай по рельсам. 
И хотя в ходе заездов один раз мне так и удалось повалять мот, это была моя глупая ошибка, и она никак не связана с работой мота, резины или качества дорожного покрытия.

Что же по результатам, конечно в японский топ я не прорвался, но по Российской системе я таки уложился в D2 и почти заехал в D1, что даже немного лучше, чем я показывал в Челябинске.

Под конец заездов, нам конечно же никто не дал уйти пешком до станции, и нас подвезли ребята с тренировки. Более того, на соревнования, что будут в это воскресенье, нас тоже договорились подбросить. И знаете, после 10км пешком я был крайне этому рад)

Но в качестве завершения, вывода своего рассказа, я хотел бы обратить внимание на другую сторону тренировки. Не на скорость, держак и время трассы, а на участников, организаторов и ту атмосферу что они создают. 
Это было очень похоже на встречу старых друзей. Все друг друга знают и уважают, здесь не считается неуместным пошутить над кем-нибудь или от души, по доброму, посмеяться. Здесь к вам обязательно подбегут, когда вы навернетесь и помогут поднять мотоцикл, или подскажут как ехать увереннее и быстрее. Здесь также всей компанией отмечают чей-нибудь день рождения, угощая гостей праздничным тортом. Здесь бурными аплодисментами встречают далеких гостей и не стесняются вручать им подарки.
Даже я, видевший всех этих людей впервые, уже чувствовал себя как дома. Поверьте, это дорогого стоит, найти в чужой стране настолько открытых людей.

Тогда я и подумал о том, что ведь где-то здесь, в этой Японской глубинке, много лет назад и зародился этот спорт. В атмосфере такой же группы людей и единомышленников, которые просто решили погонять на байках вокруг конусов. И из года в год, улучшая свое время, все эти люди по прежнему оставались не просто конкурентами, соперниками, но по прежнему друзьями, организаторами и судьями. Ведь они сами и придумывали системы классов, организовывали тренировки и соревнования, совершенствовали байки и технику вождения. 
Мне кажется, мотоджимхана это не совсем спорт в привычном его понимании, где все борятся за достижения, результаты, и смотрят друг на друга как на соперников. Это, в первую очередь, сообщество единомышленников, скрепленных дружбой, идеей и целями. И пожалуй именно это мне нравится в этом спорте больше всего.

Александр Турунов, 2017г

 

30.11.2017